Мотоблок для любой почвы

Самоделки

Мотоблок для любой почвы

За основу своего первого мотоблока я взял «Вятича», техническое описание, эскизы основных узлов и деталей которого были опубликованы ранее на сайте umeltsi.ru. Однако мои возможности и материально-производственная база отличались от того, чем располагал автор «Вятича». В результате появилась самоделка, мало походившая на исходную конструкцию.

Собранная, как говорится, с миру по нитке, сельхозмашина хотя и не выглядела хлипкой, но перед тяжелыми суглинками нашего нечерноземья пасовала — буксовала и быстро зарывалась в землю. Не помогали ей, легковесной, ни достаточно мощный двигатель от мотороллера «Электрон», ни «шины бездорожья» с шипами, наваренными на грунтозацепы. Намаявшись с таким горе – мотоблоком в посевную, пришлось разобрать его, чтобы к лету смастерить себе мотопомощника покрепче, одинаково хорошо работающего на различных почвах и при любой погоде.

Основным условием при конструировании самодельного мотоблока, которое я себе поставил, было широкое использование отработавших узлов отечественной техники при минимуме их переделок. К тому же определенный опыт у меня уже был. Плюс накопленные знания, помноженные на терпение и труд. В итоге получилась приспособленная к местным условиям, надежная в эксплуатации фермерская машина (рис. 1), которую я назвал НЛС-2, или просто «Нильс». Уверен: если возникнет в ней когда-нибудь любая неисправность, то особых проблем, связанных с ремонтом, у меня не будет. В большинстве случаев все сведется к замене отказавшего узла или детали.

Взять, к примеру, силовой агрегат и подмо-торную раму. Они, как и многое другое в конструкции НЛС-2, — промышленного изготовления (от мотоколяски СЗА без каких бы то ни было изменений). Или редуктор-переходник: в его качестве используется главная передача от той же мотоколяски (i=2,08) с заблокированным дифференциалом. Сделать это — заблокировать — не трудно. Надо лишь приварить шейку выходной полуоси к втулке, на которой «сидит» подшипник. Такую сварку можно провести, даже не разбирая сам дифференциал, следует только защитить сепаратор с шариками асбестом или другим несгораемым материалом.

Успешная работа мотоблока во многом предопределена многоступенчатой кинематической схемой трансмиссии, обеспечивающей, в отличие от «типовых» аналогов, повышенное передаточное отношение и соответствующие крутящий момент и тяговое усилие на выходе. Помимо редуктора-переходника в кинематической схеме есть еще самодельный главный редуктор, образующий вместе с главной передачей и колесной парой, взятыми от списанного отечественного электрокара, высокоэффективный движитель.

Натяжение приводных цепей обеспечивает специальный механизм, который крепится шпильками к выполненным из стального уголка ползунам. Последние тоже могут перемещаться, ослабляя или натягивая приводную цепь. Для этого в ползунах сделаны пазы и преду смотрены крепежные болты М10 и два регулировочных винта (на рисунке не показаны).

Главный редуктор — одна из трудоемких конструкций. Корпус у него сварной (рис. 4) из заготовленных заранее стальных пластин толщиной 10 мм с дисками усиления в местах установки подшипников с привинчиваемыми крышками. Швы — сплошные, исключающие подтеки масла. К задней (относительно движения мотоблока) стенке редуктора приварен кронштейн-скоба для крепления грузовой тележки (в паре с которой «Нильс» превращается в мини-трактор с «ломающейся» рамой) или прицепных сельскохозяйственных орудий. Например, плуга — через специальный узел заглубления (регулировки захода лемеха в почву).

Крышка редуктора также изготовлена из стальной пластины толщиной 10 мм. Винтами Мб она прикреплена к корпусу с маслоустойчивой прокладкой.
Валы и цилиндрические прямозубые шестерни взяты от выработавших свой ресурс сельхозмашин. Но если есть возможность, то лучше изготовить новые, помня, в частности, что промежуточный вал служит еще и для отбора мощности. Общее передаточное отношение редуктора i = 6, модуль его шестерен m = 2 мм, ширина рабочей части зуба — 15 мм.

Дифференциал главного редуктора мотоблока «Нильс» взят от списанного электрокара отечественного производства, выпущенного до 1980 года, когда его изготавливали укороченным.

Приводить более подробное описание конструкции редуктора вряд ли целесообразно: ведь у каждого самодельщика свои возможности. Нелишне только отметить тип смазки. «Нильсу» для работы больше подходят нигрол или автол. В редуктор их рекомендуется заливать до 1/3 его высоты.
Довольно интересным с конструкторской точки зрения, а главное— необходимым для мотоблока техническим решением является блокировка колес. У «Нильса» она осуществляется следующим образом. На шлицевом конце правой полуоси проточена цилиндрическая шейка чуть глубже шлицевого паза, а в противоположном торце сделано резьбовое отверстие. При вращении регулировочного винта М12 полуось под действием цилиндрической пружины сжатия смещается внутрь дифференциала, выходит из зацепления со шлицевым отверстием «родной» шестерни и соединяется с соседней, блокируя колеса.

Рабочие (пахотные) колеса НЛС-2 изготовлены на основе штатных (от того же списанного электрокара). Используемая при этом технология довольно-таки проста. В ободе каждого диска прорезаны 16 пазов, в которые вварены стальные пластины, служащие основанием грунтозацепов. А приваренные между ними перемычки образуют зигзагообразные ободы пахотных колес.

Так же просто и, как свидетельствует практика, весьма эффективно выполнен узел регулировки захода плуга в почву (рис. 6). Он состоит из П-образного сварного корпуса, в установочно-ограничительные выступы которого входит пятка грядиля плуга, способная поворачиваться в вертикальной плоскости на втулочно-осевом шарнире. Причем нужный угол здесь задает (с последующей ее фиксацией гайкой) шпилька М16. А благодаря тому, что швеллер грядиля приварен к поворотной пятке с небольшим разворотом в сторону отвала почвы от плуга, обеспечивается правильность установки последнего во время вспашки.

К грядилю крепится и отрезной нож. Установка его под требуемым углом к почве и на нужную величину осуществляется с помощью типового зажима с пластиной-накладкой и двух болтов М12 с гайками. А спереди у «Нильса» на V-образном кронштейне располагается вспомогательное колесо. Назначение его — обеспечивать легкость при транспортировке или попятном движении мотоблока.

Управляется НЛС-2 двумя штангами от мотокосилки (крепятся с небольшим смещением влево по ходу для лучшего удерживания мотоблока сделаного своими руками в борозде) с рукоятями, а также вспомогательными ручками переключения скорости и реверса.
Основной участок пашу «Нильсом» на второй передаче, а особо тяжелые почвы — на первой. Гарантируемая производительность — до трех— пяти соток земли в час.

Технические документации и черчежи
(при нажатии увеличиваем)

Мотоблок для любой почвы

Мотоблок для любой почвы

Мотоблок для любой почвы

Мотоблок для любой почвы

Мотоблок для любой почвы

с.Кисляков, Ивановская обл. мотоблоки, почва, редуктора

Источник: www.umeltsi.ru

Оцените статью
Добавить комментарий