Время препровождение на открытом воздухе — вот одно из наиболее важных преимуществ загородной жизни. Однако утренние променады послеобеденные моционы не доставят удовольствия, если на участке не проложены красивые удобные и твердые дорожки.
Обычно укладку дорожных покрытий выполняют на завершающей стадии благоустройства загородного владения. А вот планированием пешеходных путей и открытых площадок, выбором материалов следует озадачиться как можно раньше.
Для автостоянки, подъездных путей и основных пешеходных линий предпочтительны твердые дорожные покрытия. Понятно, что асфальт в данном случае крайне нежелателен. Предпочтение отдают более экологичным материалам, которые к тому же более гармоничны в оформлении сада, — брусчатке и плитам из натурального или искусственного камня, тротуарной плитке и клинкеру.
Вечная дорожка
В ландшафтном дизайне широко используются природные камни различной степени обработки. Для устройства твердых дорожных покрытий выпускается колотая или пиленая брусчатка из базальта, гранита, диабаза, габбро (стандартные размеры сечения 5×5,10×10, 20×20 см). Правильно уложенная мостовая из магматических вулканических пород практически вечна. Из камней выкладывают различные узоры. Чтобы обогатить рисунок дорожной одежды, брусчатку сочетают с плитами из кварцита, а также подбирают камни разных оттенков. Светло-серый, коричневый в крапинку или темно-красный гранит, зеленоватый базальт, черный базальт и малиновый кварцит — это лишь немногие цвета из «каменной» палитры.
Эффектный плитняк
Для мощения дорожек также используют плиты из осадочных пород — известняка, песчаника, доломита. Причем в продаже имеется материал разной степени обработки — как приведенные к правильной форме, так и природного «профиля» или обработанные только снизу. В любом случае толщина «дорожного» плитняка не менее 4 см. Такие камни не столь прочны, как гранит и базальт, и к тому же имеют пористую структуру. Чтобы повысить влагостойкость покрытия, плиты пропитывают гидрофобизаторами («БИРС-Гидрофоб» и др.). Подобные пропитки придают поверхности известняка или песчаника водоотталкивающую способность, повышают износостойкость покрытия. Такую защиту придется периодически обновлять.
Кирпич под ногами
Клинкер по прочности и долговечности практически не уступает граниту или габбро. Высокие эксплуатационно-технические показатели обеспечиваются за счет качества исходного сырья и сложной технологии производства.
Клинкерный кирпич изготавливают из особой глины, полностью очищенной от примесей. Отформованные изделия обжигают в печи при температуре около 1100 °С. В результате получают плотный и прочный материал с почти нулевым водопоглощением, что придает ему исключительную морозостойкость. Клинкер способен выдержать самые суровые испытания: экстремальные погодные условия, воздействие кислот и щелочей, повышенное давление и износ. Что касается художественного потенциала, то материал выпускается в богатейшей цветовой гамме.
Искусственный камень
Материал производят из бетонной смеси методом вибролитья (что обеспечивает наилучшие прочностные характеристики) или вибропрессования (получается менее долговечная дорожная одежда). Чтобы «каменная» мостовая была прочной и износостойкой, в качестве наполнителя в цементную смесь вводят гранитную крошку. Для улучшения технологических и других качеств используют различные пластификаторы и активные добавки. Твердение изделий осуществляется в автоклавных камерах. Затем плитку выдерживают в особых условиях еще 28 дней. Словом, изготовление дорожных покрытий из декоративного бетона требует хорошей технической базы, а также налаженной организации производства. Очевидно, что выпуск высококачественного материала под силу только серьезным компаниям.
В лучших традициях
Искусственный камень превосходно имитирует различные натуральные покрытия, клинкер, а также исторические и этнические варианты укладки. В коллекциях ведущих производителей можно встретить «бельгийскую мостовую», «испанский дворик», «виндзорскую брусчатку», «Лиссабон» и многое другое. К тому же выпускаются изделия в виде кружков, изображающих деревянные спилы, и коротких «досок». Такой искусственный камень с успехом исполняет роль террасной доски и садового паркета. Еще один вариант — «речная галька». Подобные изделия имитируют покатые камешки, вмурованные в бетон. Иначе говоря, покрытия из искусственного камня позволяют воплощать самые смелые дизайнерские замыслы и декорировать дорожки в общей стилистике всего владения, в созвучии с отделкой фасадов, ограждения и т. д.
По плану
Дорожки — это не только транспортные коммуникации, но и важные элементы ландшафтного дизайна. Они обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие различных объектов садовой композиции. Прокладывая маршруты, не стоит увлекаться резкими поворотами и виражами. Абсолютно прямые тропы тоже не вариант, поскольку выглядят неестественно.
Ширина дорожек и их топография должны подчиняться логике передвижения по участку и быть увязаны с габаритами уборочной техники, которую планируется задействовать при обслуживании владения. Оптимальная ширина основной садовой дорожки — 1,0-1,5 м, тропинок — около 0,5 м. Рекомендуемая ширина подъездных путей — 2,25-2,5 м.
Устройство основания
Укладывать брусчатку или плиты прямо в грунт нельзя. Сначала нужно приготовить «ложе» для будущих дорожек и патио. Для этого по разметке роют траншеи глубиной 25-35 см (в низинах на глинистых и суглинистых грунтах не менее 50 см). Дно выстилают геотекстилем — особым дренирующим нетканым материалом. Геотекстиль предотвращает прорастание сорняков, а также вымывание песчано-гравийного основания. Затем послойно отсыпают песок и щебень (гравий) с непременным трамбованием и проливкой водой через каждые 5-7 см. При этом формируют уклон для отвода дождевой и талой воды с учетом рельефа участка. К тому же создают основу для монтажа лотков ливневой канализации. Кстати, именно с них обычно начинают обустройство дорожек. Следующий шаг — укладка бортового камня или бордюр с пазом для стыковки с рядовыми изделиями. Но работа может быть построена и в ином порядке.
Укладка покрытия
Существует два основных способа укладки твердого дорожного покрытия — «сухой» и «мокрый». В первом случае камни правильной формы плотно подгоняют друг к другу (зазоры между брусками или плитами — не более 2-3 мм). Затем швы заполняют песком и проливают водой.
«Мокрый» способ предполагает использование цементно-песчаного раствора, посредством которого покрытие жестко схватывается с песчано-гравийным основанием. Также практикуется и промежуточный вариант — материал укладывают на сухую цементно-песчаную смесь. После укладки покрытие проливают водой. В результате происходит схватывание камней и подстилающего слоя.
Источник: www.umeltsi.ru